Образовательные стандарты и требования
Стандарт дошкольного образования
(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон».
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, установленных на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ФГОС ДО и ФОП
- Приказ Минпросвещения РФ № 955 от 08.11.2022г О внесении измиенений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853
- Приказ Минпросвещение РФ № 1028 от 25.11.2022г. Об утверждении ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г. Об утверждении ФГОС ДО
- Приказ Минпросвещения РФ № 31 от 21.01.2019г (изм.к приказу № 1155 от 17.10.2013г)
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1598 Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и направлен на достижение следующих целей:
-
повышение социального статуса дошкольного образования;
-
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
-
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
-
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
o социально-коммуникативное развитие;
o познавательное развитие;
o речевое развитие;
o художественно-эстетическое развитие;
o физическое развитие.